Цикл лекций о дизайне аквариума
2.7 - Ритм и рифма
В визуальной композиции под ритмом понимают многократное повторение похожих, «рифмующихся» объектов в определенном, выразительном порядке.
| |
Амано |
Шишкин |
Чем монотоннее ритм - тем скучнее композиция. Мозг не любит монотонности.
Но полное отсутствие или недостаток повторяющихся элементов создает беспорядочность или, наоборот, картину «очень одинокий петух».
Об этом необходимо помнить еще при подборе материалов оформления.
С одной стороны, фантазии оформителя должно хватать для того чтобы найти средства выражения своей идеи. Но не переусердствуйте с разнообразием, обязательно возьмите несколько похожих по форме, но немного разных по размеру растений, камней, или кораллов…
2.8 - Соразмерность
А. Регель пишет:
«Соразмерностью или «пропорциональностью» называется правильное, по количеству и величине, отношение составных частей к целому, деталей — к основной идее, побочных объектов — к главному. При излишнем обилии второстепенных предметов они не только мешают друг другу и обоюдно умаляют собственное значение, но вредят и тому объекту, которому они по-настоящему, служат только аксессуарными принадлежностям ми. В противоположность к загромождению, недочет в аксессуарах вызывает ощущение бедности, пробела. Чувство мерь дано, к сожалению, слишком немногим — даже далеко не каждому художнику; для полной оценки гармонической простоты — крайнего выражения искусства — требуется аристократическим вкус, тогда как природное влечение мещанства, т. е. громадного большинства, тяготеет к вычурности и переполнению, ради хвастливого чванства. С садами вдобавок поминутно повторяется вечная история лягушки, пыжащейся донельзя, чтобы помериться с волом: крошечные палисадники насильно лезут в сравнение с первостатейными садами, жиденькие лесочки копируют парки, игрушечные дачки наряжаются виллами во вкусе классического Рима или эпохи Ренессанса Эффект, достигаемый при таких условиях, всегда комичен; а между тем, при наличности меры, та же дача, тот же лесок, тот же миниатюрные садик могли бы стать уютным, прекрасным уголком...»
Пропорции - это одно из классических средств композиции, с помощью которого достигается организованность формы. Масштаб и пропорции неразрывно связаны между собой.
Пропорциональный — значит находящийся в определенном отношении к какой-либо величине. Пропорциональные величины — величины, зависящие друг от друга таким образом, что с увеличением одной из них в несколько раз соответственно во столько же раз увеличивается другая величина. В противном случае пропорции нарушаются. Размерные отношения элементов формы — это та основа, на которой строится вся композиция. Как бы ни были сами по себе хороши детали изделия, но если всю его объемно-пространственную структуру не объединяет четкая пропорциональная система, трудно рассчитывать на целостность формы. Пропорции имеют большое художественное значение. Они определяют соразмерность и гармоничность элементов формы, всех ее частей друг с другом и с целым.
Эти два квадрата пропорциональны и соразмерны друг другу. Соотнощение их сторон 1:1,618, что соответствует золотому сечению. | |
Здесь больший объект «давит» на меньший, делает его совсем незаметным, даже несмотря на яркий тоновой контраст. |
Так, в аквариумах мелкие рыбки - гуппи, неоны - выразительнее будут смотреться на фоне ажурной, тонкой листвы. А к крупнолистным эхинодорусам или анубиасам больше подойдут рыбы покрупнее – скалярии, радужницы. Для астронотусов, крупных попугаев и прочих больших рыб нужно подбирать соразмерные декорации: массивные коряги, камни.
Две коряги очень разного масштаба также не будут сочетаться в одном аквариуме.
Если Вы уж выбрали темой оформления затонувший корабль, будьте верной этой идее. Представьте себе, как корабль тонул, падал на дно и разваливался, и как кораллы и песок заносили его много-много лет... А потом Вы с аквалангом плыли и случайно нашли его... И сразу отпадет желание положить раковину размером в пол-корабля. И все остальные декорации будет проще подбирать в масштабе к создаваемой сцене.
- ДЗ по итогам темы «Композиция».
Возьмите ножницы, цветную бумагу и белый лист А4. Из цветной бумаги вырежьте 10-15 геометрических фигур разного размера, формы и цвета. Составьте абстрактную гармоничную композицию на белом фоне. Подсказка: это получится не с первого раза. Складывайте, разбирайте, складывайте снова. Когда почувствуете, что композиция стала целостной и законченной – наклейте цветной кусочки бумаги на лист.
© Эльвира Станкевич, дизайнер салона Аква-Лого