Цикл лекций о дизайне аквариума
2.4 - Находим место для центра композиции
Не менее важно решить – где, в каком месте композиции должен быть расположен ее центр.
Если вы еще раз внимательно посмотрите на все приведенные выше примеры произведений изобразительного искусства, (картин, фотографий, аквариумов…), то наверняка заметите, что все притягивающие взгляд элементы и линии расположены несколько ассиметрично, смещены относительно геометрического центра всей картины. И во всех этих примерах есть похожая закономерность.
Золотое сечение
http://n-t.ru/tp/iz/zs.htm - обязательно прочитать!!!
Теперь, получив определённый запас теоретических знаний, попробуем применить все это в наших аквариумах.
Итак, ряд Фиббоначи 1,1,2,3,5,8,13…
Для начала делим видовое стекло аквариума на 3,5,или 8 равных частей по горизонтали и по вертикали.
1:2 ~ 2:3 |
2:3 ~ 3:5 |
3:5 ~ 5:8 |
Если у Вас не прямое стекло, то речь идет, прежде всего, о проекции, о той картинке, которую видит зритель. Та же особенность усложняет оформление аквариумов, обзор которых происходит преимущественно под углом. Не забывайте, что все схемы и приемы относятся к той картинке, которую видит зритель, а не к геометрическим размерам банки.
0,618
1:2=0,500 (-0,118)
2:3=0,666 (+0,048)
3:5=0,600 (-0,018)
5:8=0,625 (+0,007)
8:13=0,615 (-0,003)
Часто можно встретить такое понятие, как «правила третей», но на мой взгляд, треть - всё же слишком грубое округление, 5 частей – сложнее для разметки «на глаз». Я рекомендую пользоваться пропорцией 3 к 5. На 8 частей легче всего делить прямоугольник – 3 раза пополам. Для первых нескольких раз можно пользоваться рулеткой и маркером, потом появится навык размечать аквариум на глаз.
Таким образом, выделяем оси, делящие целое на 3 и 5 равных частей.
И на пересечении этих осей находим «сильную точку».
Точек таких может быть четыре. Но мы-то с вами помним, что центр у нас должен быть ОДИН! Поэтому выбираем любую из них и забываем навсегда про остальные. |
Шишкин |
Амано |
В каждой из этих композиций взгляд умело направлен на контрастный выразительный центр, и в каждой - этот центр размещен на сильной точке. |
ДЗ. Возьмите репродукцию картины И. Шишкина «Утро с сосновом бору» и проанализируйте ее с точки зрения золотого сечения. Сколько деталей, соответствующих этой пропорции вам удалось найти? Проделайте то же самое с любым понравившимся визуальным объектом – обложкой книги, рекламой в журнале, фотографией…
© Эльвира Станкевич, дизайнер салона Аква-Лого