Форумы
 
Время работы магазинов
 


Цикл лекций о дизайне аквариума

  • Предисловие
  • Лекция 1 - Стиль
  • Лекция 2 - Композиция
  • Лекция 3 - Аквариум в интерьере
  • 2.6 - О перспективе

    В живописи, при изображении объемного объекта на двухмерной плоскости, важно знать и применять приемы для создания иллюзии объема. Аквариум, в отличие от холста, все же имеет некую глубину, но оформитель может заметно раздвинуть границы стеклянного пространства, применяя приемы перспективы.

    Линейная перспектива положена в основу классических «красных улиц» в голландском аквариуме.

    С помощью высаживания контрастных растений по диагонали снизу вверх и от переднего стекла к заднему, подчеркивается глубина аквариума, создается иллюзия уходящей за горизонт дороги.

    Такаси Амано добивается такого же эффекта более простыми средствами, не мучая себя почти ежедневной перечеренковкой длинностебельчатых растений.


    Закономерности тональной перспективы состоят в следующем: чёткость и ясность очертаний предметов теряется по мере их удаления от глаза наблюдателя; одновременно уменьшается и насыщенность цветов, которые по мере удаления теряют степень своей выраженности, контрасты светотени в глубине смягчаются; глубина, дали кажутся более светлыми, чем фигуры и предметы переднего плана.

     

     

    В водной среде, где плотность гораздо выше воздушной, это многократно усилено, и объект, удалённый от точки обзора всего на пару метров, может казаться уже практически монохромным.

    Таким образом, «затушёвывание» деталей заднего плана придаст картинке большую реалистичность и объем.

    Например, серые камни у задней стенки аквариума в сочетании с цветными у переднего стекла придадут аквариуму большую глубину, чем если бы вся горка была бы сложена из камней одного цвета. Для этого же эффекта можно применять подсветку заднего плана лампами с более холодным спектром.

     

     

    Амано

    Аква Лого

    А. Регель пишет:

    «Зная из опыта, что очертания и краски тем отчетливее и резче, чем расстояние между глазом и объектом меньше, и что, наоборот, с увеличением расстояния, краски блекнут и контуры стушевываются в той же пропорции, в которой уменьшается оптическая величина, пока, в конце концов, весь объект не сольется в туманной дали — мы часто поддаемся невольному обману: предметы, получающие матовый, неопределенный колорит вследствие слабого света, кажутся нам либо несоответственной величины, либо оптически уходят в глубину…

    На основании этих данных можно создать несколько иллюзионных элементов, весьма полезных для садовой компоновки. Так, например, желая оптически удалить объект, достаточно придать ему синеватый или сероватый колорит, присущий отдаленным скалам, проплешинам, лесам, полям, лугам и т. д., но особенно тем крупным объектам, которые расположены на горах или примыкают к ним. Подходящим синеватым или сероватым отливом отличается целый ряд растений — некоторой породы американских елей, целый ряд мхов и других растений, при умелом размещении которых достигается оптическое удаление…

    Порядок перехода цветов: белый, желтый, оранжевый, красный, зеленый, синий, фиолетовый и черный.»

    Обратная перспектива более сложна для восприятия, и потому больше затрагивает глубинные эмоции зрителя, обращается к его подсознанию и фантазии. Недаром иконописцы сознательно использовали обратную перспективу, потому что иконы, по словам Дионисия Ареопагита, — это «видимые изображения тайных и сверхъестественных зрелищ». Согласно теории выдающегося физика Б.В. Раушенбаха (1915—2001), обратная перспектива основана на таких законах зрения, как действие механизма константности формы (узнавание уже знакомого предмета, форма которого известна из предыдущего жизненного опыта), бинокулярность зрения, подвижность точки зрения и стремление к большей информативности.

    Отвлекая внимание зрителя от переднего плана, выделяя значимый объект в глубине или на заднем плане композиции, мы можем пробудить фантазию зрителя. Мы как бы приглашает его «заглянуть» за некий барьер и понаблюдать за главным объектом «из засады».

    Амано

    © Эльвира Станкевич, дизайнер салона Аква-Лого

    Социальные сети