Осторожно! Мошенники!
Мошенники встречаются в любой области человеческой деятельности. Особенно комфортно они чувствуют себя там, где потребителю недостаточно житейской мудрости и здравого смысла для понимания происходящего, там, где нужны специфические знания и опыт.
Увлечение аквариумом помимо множества приятных моментов, может привести вас и к встрече с халтурщиками и обманщиками. К сожалению, вы не всегда сможете схватить мошенника за нечистую руку и привлечь его к ответственности. Но профилактика – лучше лечения, и вот о профилактике я и предлагаю поговорить.
Для начала несколько слов в защиту здравого смысла. Да, в технически сложных вопросах здравый смысл не всегда способен в одиночку защитить вас от обмана и злоупотреблений, однако и вовсе пренебрегать здравым смыслом не стоит. Скажем, если один и тот же проект, либо услуга в нескольких крупных, стабильных компаниях стоит одних денег, а в некой малоизвестной компании – тот же проект (услуга) оценивается существенно дешевле, не спешите радоваться. Нужно разобраться, что это: это подарок судьбы или мошенничество? Недаром в народе говорят: «скупой платит дважды»!
При проектировании и расчете аквариума, нужно помнить, что аквариумный комплекс – предмет долгого использования. Важно, чтобы и через несколько лет после запуска аквариум радовал глаз, был удобен и безопасен(!), обеспечивал бы условия для содержания выбранного живого населения. Кроме того, большое значение имеет ремонтопригодность аквариумного комплекса и его способность к доработке, возможность, если потребуется, сделать upgrade вашей аквариумной системы. Порядочный изготовитель должен все это предусмотреть. Однако, все эти замечательные качества аквариума, неизбежно, повышают его стоимость, а стремление к жесткой экономии может привести к потере части или даже всех вышеуказанных достоинств.
Недобросовестный продавец может сразу предложить вам оптимизированную по цене комплектацию, в надежде выиграть тендер. Добросовестного продавца к подобной неразумной экономии иногда вынуждает покупатель. Попробуем подробнее остановиться на том, что чаще всего страдает от подобного подхода:
I. Стекло.
Стекло для изготовления аквариумов бывает силикатное и акриловое. И то и другое стекло тем дороже, чем больше его толщина. Можно склеить аквариум из стекла минимально необходимой толщины, на самой границе прочности. Так сказать, «залил и не дыши!» Но порядочный, ответственный производитель всегда возьмет стекло на ступень толще (и дороже), чтобы случайный толчок, удар или усталость материала не стали причиной катастрофы. Надо ли объяснять, что внезапно лопнувший аквариум может не только затопить дом, квартиру или даже несколько этажей, стать причиной порчи стен и полов, вызвать короткое замыкание (особенно если лопнувший аквариум был с морской соленой водой), но и нанести травмы человеку, если в момент разрушения силикатного аквариума человек будет находиться рядом. Не экономьте на собственной безопасности! Конструктивные элементы аквариума, такие как стяжки, отбортовки, донные усиления, увеличивают жесткость и надежность аквариума, но вместе с тем увеличивают расход материалов, трудоемкость и стоимость конструкции. В высоких аквариумах можно (и нужно) делать дополнительные внешние усиления по нижнему периметру (а иногда и по верхнему).
Но… можно ведь и не делать. Год - другой гарантийного срока, аквариум, скорее всего, простоит и так, а потом это будут уже проблемы заказчика. Затем, для толстостенных аквариумов можно использовать просветленное стекло Optiwhite™ - подороже, а можно и обычное - подешевле. На прочность этот выбор не влияет, только на цену и прозрачность толстых стеклянных стенок. Иногда толщины листового стекла бывает недостаточно, и тогда аквариум собирают из триплекса. Триплекс - это пакеты из двух, реже из трех стекол. Триплекс обладает меньшей жесткостью и прозрачностью, чем единый лист стекла совокупной толщины. Из этого следует, что если есть возможность, стоит выбрать одно толстое стекло, а не триплекс из двух тонких, и конечно для триплекса настоятельно рекомендуется использовать только просветленное стекло, чтобы снизить потери на светопропускание.
Как видите во всех случаях, как лучше - это одно, а как дешевле - совсем другое. Аквариум, склеенный из акрилового стекла недостаточной толщины, может и не лопнуть, только раздуется, и стекла, которые должны быть плоскими, станут пузатыми, как бочка. Через некоторое время (обычно от года до трех), когда гарантия на аквариум уже закончится, в толще самых нагруженных стекол начнут появляться микротрещины. Сначала немного, затем все больше, вплоть до полной непрозрачности отдельных участков. В профессиональной среде этот процесс называется «серебрением». Аквариум так устроен, что наиболее нагружены в нем видовые стекла, то есть те, сквозь которые мы наблюдаем за внутренним миром аквариума. Поэтому серебрение, поражая самые нагруженные стекла, хотя обычно и не приводит к протечке и разрушению аквариума, тем не менее, навсегда лишает аквариум декоративности.
II. Система жизнеобеспечения аквариума (СЖО).
Любую систему жизнеобеспечения характеризуют три основных свойства:
· круг задач, которые призвана решать СЖО,
· производительность системы,
· качество её компонентов.
У всех этих свойств есть нечто общее: на каждом из них можно сэкономить. Рассмотрим для примера морской аквариум, объемом около 1000 литров. Наиболее дешевая СЖО, построенная на канистровых фильтрах, позволит содержать в аквариуме морскую рыбу. Но для подавляющего большинства морских беспозвоночных (кораллы, звезды, ежи, креветки) подобная система будет категорически недостаточна. Тот же аквариум можно укомплектовать СЖО коллекторного типа, с флотатором, водорослевым фильтром, холодильником, автодоливом и пр. Это будет дороже? Конечно. Зато и возможности такой СЖО гораздо шире, а аквариум с ней будет гораздо стабильнее. Но, допустим, вы не планируете содержать беспозвоночных в аквариуме. Не будет ли такая СЖО избыточна для содержания рыбы? Нет. Рыба в таком аквариуме будет здоровее и проживет дольше.
Помимо принципиального решения о типе СЖО и наборе её компонентов, имеет значение и её производительность. Как всегда, чем производительнее будет помпа, флотатор, мощнее светильник и холодильник, тем лучше. Но и дороже. А еще можно выбирать между компонентами одной мощности, но разных производителей. Понятно, что какие-то компоненты будут лучше, а какие-то дешевле, и это будут разные компоненты. Всякий раз мы видим значения «хорошо» и «дешево» на разных концах шкалы. Не забывайте об этом, сравнивая коммерческие предложения от нескольких компаний. Не забывайте также и о том, что дешевое оборудование тоже продается с прибылью. Парадоксально, но факт: на дешевом оборудовании продавцы зарабатывают больше, чем на дорогом. Это, кстати, свойственно не только аквариумной технике. Продавец заработает свой кусок хлеба с маслом в любом случае.
III. Услуги.
Именно стоимость услуг сложнее всего оценить заказчику. Хотя бы потому, что стоимость услуг сложно сравнить «лоб в лоб». Одна фирма включает в ежемесячную плату только работу, другая – часть расходных материалов (соль, химия, корма, лекарства), третья – все расходные материалы и плюс к тому в рамках обслуживания возмещает погибшее население. Понятно, что и издержки эти компании несут различные, и розничная цена услуги будет разной, даже при одинаковой наценке. Естественно, что работа высококвалифицированного специалиста стоит дороже, чем работа человека безграмотного. Однако потребителю весьма затруднительно определить квалификацию специалиста «на глаз». Разумеется, солидная компания с долгой историей, которая дорожит своей репутацией, не станет держать среди своих работников бестолковых, необязательных, несведущих людей. И напротив, связываясь с малоизвестной или очень маленькой фирмой, вы сознательно увеличиваете свои риски. В случае сотрудничества с крупной компанией вы всегда можете потребовать заменить вам оформителя, если вы сомневаетесь в его компетентности или вас не устраивает его отношение к работе. И крупная компания непременно пойдет вам навстречу. А в случае сотрудничества с каким-нибудь «ИП Болванов», это будет совсем не просто, хотя бы потому, что сотрудников у маленькой компании очень мало и заменить оформителя может быть просто некем.
От общих соображений перейдем к конкретным схемам мошенничества.
Первая схема рассчитывает на природную бережливость клиента, и то, что он, увидев возможность существенно сэкономить, будет «сам обманываться рад». Клиенту называется сумма оформления или обслуживания существенно ниже рыночной цены, а затем его разводят на приобретение всего и вся. В ход идут разнообразные аргументы, которые сводятся примерно к следующему: «до знакомства с нами вы купили все плохое и неправильное, теперь вам нужно купить (у нас) все правильное и хорошее». Обычно выясняется, что предварительно оговоренная цена услуги включала только работу. Корма, соль, химия, лекарства, тесты, рыба, растения оплачиваются клиентом отдельно, и, чаще всего, втридорога. Иногда дополнительно оплачиваются и внеплановые выезды, дополнительные работы, монтажи и прочее. Эта схема мошенничества также эксплуатирует известный, и в целом довольно здравый принцип: «коней на переправе не меняют». Когда работы по оформлению уже начаты, смена оформителя не то, чтобы невозможна, но весьма хлопотна и затруднительна. А значит нужно любыми обещаниями втянуть клиента в рабочий процесс, а потом он уже никуда не денется.
Вторая схема обмана использует то обстоятельство, что аквариум с устоявшимся биологическим равновесием – система достаточно инертная. Хорошо запущенный аквариум, даже не получая должного ухода, может много месяцев сохранять видимость внешнего благополучия. Это знают, и умело этим пользуются недобросовестные участники рынка. Как это делается? Владельцу аквариума, чаще всего морского или рифового, предлагается обслуживание радикально дешевле, чем в среднем по рынку. Иногда, вдвое-втрое дешевле. Тут важно, чтобы на момент начала обслуживания в аквариуме все было благополучно. Затем, в течение нескольких месяцев в аквариуме… не делается почти ничего. Не промываются фильтры, грунт, не меняется вода, не тратятся соль, химикаты. Только чистятся стенки, и доливается пресная вода взамен испарившейся. Разумеется, для выполнения этих нехитрых манипуляций особой квалификации не требуется, и все это время аквариумом может заниматься низкоквалифицированный и низкооплачиваемый персонал: ученики, практиканты, гастарбайтеры.
Хорошо запущенного морского аквариума хватает на 6-12 месяцев медленного умирания.
После этого процессы деградации уже невозможно скрыть и неизбежность скорого краха становится абсолютно очевидной даже для неискушенного владельца. Парадоксально, но даже когда хозяин аквариума уже совершенно ясно понимает, что дело плохо, он чаще всего не расстается с недобросовестным сервисом немедленно. Ведь цена обслуживания была демпинговая, и найти за те же деньги нормальное обслуживание просто невозможно. Более того, приглашенные конкуренты, видя печальное состояние аквариума, прибавляют к обычной стоимости обслуживания весомые затраты на восстановление биологического равновесия системы. Ведь на этой стадии аквариуму требуется уже не регулярное обслуживание, а полный перезапуск. В этих обстоятельствах владелец легко поддается обману, и неправдоподобные объяснения вкупе с невыполнимыми обещаниями легко находят дорогу к его сердцу. Поэтому даже когда аквариум уже явно и окончательно превратился в болото, заказчик еще некоторое время продолжает платить недобросовестным аквариумистам. Наконец, терпение заказчика окончательно иссякает, и он отказывается от дальнейшей оплаты «до тех пор, пока аквариум не будет приведен в порядок». Заказчику кажется, что это железный аргумент, и, услышав такой ультиматум, исполнитель немедленно возьмется за ум и все исправит, но…
…но этого никогда не случится! На этой стадии деградации аквариумного комплекса затраты на его восстановление уже несопоставимо больше оговоренной ежемесячной оплаты, и восстановление аквариума и населения за счет исполнителя просто-напросто лишено коммерческого смысла. Поэтому в этот момент недобросовестный аквариумист бросает загубленный аквариум и уходит на поиски нового.
Приличная компания отличается от мошенников, прежде всего тем, что строит схему взаимодействия со своими клиентами на основе долгосрочной удовлетворенности заказчика. Мы хотим сотрудничать с вами долгие годы и знаем, что долгое сотрудничество на обмане не построить.
© Аква Лого
Александр Лебедев
Руководитель аквариумного салона Аква Лого