В.В. Ужик, О.В. Барановская
«Студия Изящной Аквариумистики Владимира Ужика и Ольги Барановской»
Харьков, Украина
В новой истории человечества аквариум массово присутствует более века, меняя свой облик, технически и эстетически стараясь соответствовать эпохе. Растут знания человека о законах и принципах устройства окружающего мира, развивается техника, становятся изысканнее вкусы и вместе с ними развивается аквариумистика - область знаний, сформировавшаяся вокруг удивительного объекта – миниатюрной искусственной водной системы, живущей по тем же законам и принципам, по которым живет Природа.
Aquascape - водный пейзаж (неологизм, образован по аналогии с landscape (англ.) - пейзаж, ландшафт). Родиной этого ультрасовременного вида творчества является Япония. Основой дизайна миниатюрного водного пейзажа (aquascape) послужила концепция Nature Aquarium (Природный Аквариум), предложенная в конце ХХ века всемирно-известным фотохудожником-пейзажистом и аквадизайнером Такаши Амано (р. 1954 г., Япония) и известная широкой аудитории как концепция японского аквариума.
В общем, суть японского подхода к организации аквариумной композиции заключается в:
- следовании основным принципам и законам Природы при создании произведения;
- акценте на непосредственно эстетической, художественной части.
Работы японского мастера и его последователей подняли аквариумную композицию на принципиально новую ступень, сблизив дизайн аквариумного пространства с живописью и ландшафтным дизайном, как в области постановки творческих задач, так и в выборе способов их решения. Современная аквариумная композиция получила художественно выраженный, природный, как правило, сюжет, и в высшем своем проявлении обладает признаками произведения искусства, как в плане воздействия на зрителя, так и в плане технического исполнения.
В отличие от традиционных для отечественной аудитории пресноводных и морских аквариумов основное внимание при создании акваскейп композиций уделяется уже не конкретным биологическим объектам (такой подход характерен для, по большей части, «предметно»-ориентированной экспозиционной аквариумистики), а организации гармоничных отношений этих объектов в биологическом и, что немаловажно, - в художественном смысле.
Понятие японский аквариум в общем-то не связано с размерами, формой, местом расположения и прочими техническими особенностями стеклянной емкости, применяемого для ее оснащения оборудования и перечня конкретных обитателей миниатюрного водного мира. Японский аквариум – явление, относящееся более к особенностям композиции, выполненной за аквариумными стеклами, степени гармонии ее эстетической и биологической частей и, соответственно, особенностям ее воздействия на зрителя. Это маленькая модель мира, организованная с учетом известных человечеству фундаментальных законов и принципов, согласно которым проистекают естественные, природные процессы. В изобразительной части японский аквариум – это высокохудожественный подводный ландшафт, пейзаж, созданный с применением тысяч живых растений, объединенных с другими природными объектами – рыбами, беспозвоночными, камнями, корягами, в целостное произведение, обладающее темой и художественно разработанным сюжетом. В биологической – грамотно сбалансированный и тонко отлаженный, созданный исключительно из природных материалов устойчивый биогеоценоз, каждый элемент которого выполняет свою природную функцию.
Говоря о культурном значении явления, хочу обратить внимание аудитории на следующие, по нашему мнению, достаточно важные и интересные моменты. В феномене японского аквариума мы можем увидеть (разумеется, при определенном уровне допущений и, пока что, все-таки, с перспективой на будущее) удивительное синтетическое направление современного искусства, занимающееся отражением окружающего мира и внутреннего мира человека с использованием вещественных объектов, представляющих собой натуральные, достаточно целостные в структурно-функциональном отношении элементы, «живые» части мира, в котором мы живем («большого мира»), которые в процессе формирования произведения становятся символами, знаками особого языка нового творчества… Эта элементная и интегральная структурная «со-мирность» акваскейп, а также свойства «универсума», присущие аквариумному произведению, представляющему собой достаточно полную, в сравнении с «большим миром», гармоничную, устойчивую систему концептуально планетарного масштаба (солнце – земля – вода – живые существа) в недалеком будущем поставит работы акваскейп в особое исключительное положение в поле современного искусства.
Говоря об особенностях этого творчества отметим, что явление вполне вписывается в существующую жанровую и видовую классификацию, принятую в изобразительном искусстве. Оно может объективно относиться к «пейзажу» и, что интересно, обладает свойствами и качеством процессуальности, возможностью «со-временного» зрителю развития произведения (которое, по сути, является живым и развивающимся «миром в мире»). Именно этим качеством так стремится обладать современное искусство и поиски возможности реализации его являются, так сказать, одной из областей «стратегических» интересов. На сегодня не имеется, по-видимому, другого изобразительного творчества, где задача структурного перформенса, которого априори лишены ортодоксальные художественные практики, решается настолько легко, изящно и естественно…
Думаю, читатель, глядя на представленные работы, согласится, что аквариумные композиции, профессионально выполненные в жанре акваскейп, наполнены смыслом. Они формируют настроение и мгновенно с легкостью воспринимаются благодаря природной гармонии и высокой эстетике. При этом они всегда художественно завершены, целостны и выразительны. Помимо общей утонченности, фантазии и художественного вкуса, мастер должен безукоризненно владеть техническими приемами создания композиции из живых элементов, в совершенстве освоить методы ухода за используемым биологическим материалом, обладать знаниями о различных техниках длительного содержания живой композиции и обязательно – терпением и способностью к методичному и кропотливому труду. Работа над формированием ландшафтных живых картин длится несколько месяцев, а иногда и лет, в течение которых автор, как дирижер и послушный голосу Природы ученик, в одном лице, руководит картиной, корректирует процессы жизнедеятельности, изменения структуры, формы, цвета живого материала, уделяет внимание каждой частице композиции с каждым днем все лучше понимая и ощущая тонкости отношений между живыми объектами и границы возможного и невозможного в художественной работе с живыми существами. Только в истинном диалоге с Природой автор сможет приблизиться к намеченной цели – созданию драгоценного сплава природной и рукотворной красоты и гармонии в миниатюрном водном пространстве.
Как предмет искусства в интерьере, именно такой аквариум во всем мире становится атрибутом роскоши и утонченности.
Обратите внимание на размеры представленных работ. Обычно серьезная композиция выполняется в аквариуме, сечение которого представляет квадрат, и высота не превышает 45-50 см. Длина аквариума при этом определяется художественным замыслом, особенностями интерьера и не в последнюю очередь - бюджетом проекта, а также навыками автора, так как приобрести или изготовить многометровый аквариум не так уж сложно и дорого, а вот организовать тщательно проработанную «картинку» в емкости большого размера и годами работать с ней – занятие, сложное и, в общем то, дорогое. Собственно, поэтому во всем мире японский аквариум представлен в основном емкостями сравнительно небольших (длина не более 2 м) размеров.
Употребляя в отношении акваскейп композиции понятие «предмет, произведение искусства» не можем не сообщить аудитории о ярком и, наверное, историческом событии в развитии мирового авадизайна, происшедшем в Украине в 2006 году. Работы докладчиков – авторские композиции О. Барановской и В. Ужика, выполненные в жанре акваскейп, вошли в состав выставки Харьковского художественного музея (культурный проект «Страна Аматэрасу» 20.10.06-05.12.06), где впервые в мире аквариумная композиция официально экспонировалась как произведение искусства и была представлена не только специалистам – искусствоведам, арт-критикам, художникам, дизайнерам и др., но и широкой зрительской аудитории.
Где можно встретить работы выполненные в жанре акваскейп? Разумеется, там, где живут мастера этого жанра…
Самая большая и пока единственная постоянно действующая экспозиция авторских работ находится в Японии в г. Ниигата в «Nature Aquarium Gallery» - Галерее Природного аквариума, которая находится в главном офисе Aqua Design Amano Co. Ltd. – фирме, основанной и возглавляемой маэстро Такаши Амано. Три года подряд мы посещаем это «место силы» и не перестаем восхищаться талантом и мастерством г-на Амано и его последователей, которым удалось создать волшебный уголок живой эстетики, красиво и выразительно презентовать миру концепцию аквариума действительно XXI века.
В 2001 г. г-н Амано и возглавляемая им компания организовали ежегодный конкурс для мастеров и любителей акваскейп - The International Aquatic Plants Layout Contest (IAPLC)– на сегодня самую престижную, строгую и вместе с тем массовую состязательную версию. В конкурсе ежегодно принимают участие около 1000 претендентов из более чем 30 стран мира.
Спрос на дизайнерские работы в области акваскейп в мире непрерывно растет и процесс этот связан, прежде всего с тем, что:
1. к ХХI веку всякая бутафория, имитация и подделка в вопросах формирования аквариумного пространства для интерьера, особенно элитного, за редким исключением изживает себя как идейно так и технически;
2. наконец-то происходит размежевание в сознании большей части потребителей двух основных концепций аквариумных систем и, соответственно, их назначений:
а) общественных экспозиционных (зоопарк, океанариум и пр.) – оперирующих крупными и экзотическими формами и контрастными сочетаниями объектов, при этом ни эстетически ни технически не предполагающих постоянное нахождение в среде непосредственного обитания человека,
б) интерьерных - более «камерных» и изящных, предполагающих возможность длительного комфортного сосуществования с человеком в среде его обитания, и удовлетворяющих намного более высоким эстетическим и достаточно жестким эксплуатационным требованиям (от световых и шумовых до санитарно-гигиенических). При этом если экспозиционная аквариумистика в общем случае ставит и решает задачи продемонстриовать зрителю непосредственно объекты живой природы или природные фрагменты с различной степенью проработки, то аквариумистика интерьерная, как и собственно и, наверное, все изобразительное искусство (вспомним Вателя: «…не копировать Природу, а следовать ей…») задачей своей ставит создание эстетического обыгрыша, художественно разработанной производной от реально существующего в природе, способных вызвать у зрителя гораздо более тонкие и богатые впечатления. Именно при такой постановке задачи возникают аспекты, связанные с творчеством, авторством, уровнем работы, глубиной воздействия на зрителя и пр., что присуще уже непосредственно искусству.
Именно интерьер делового и жилого пространства сегодня является «потребителем» японского аквариума и композиций, выполненных в жанре акваскейп.
Японский аквариум пока не представлен широко на пост-советском пространстве по двум основным причинам:
1) отсутствие необходимого количества специалистов высокой квалификации;
2) относительная дороговизна реализации проектов.
Продолжая тему, так сказать, утилитарного применения работ акваскейп, попробуем воспользоваться примерами и рассмотрим два «типа», сообразно назначению в отношении потребителя, аквариумных композиций, выполняемых в данном жанре. Разумеется, никакой академической ценности данная классификация не имеет, она родилась в наших головах после многих лет общения с заказчиками наших работ и, в некоторой степени, просто облегчает предварительное, ознакомительное общение с жанром в случае, когда речь идет о практической работе профессионального аквадизайнера с потенциальным заказчиком.
Работа «Morning touch» (Прикосновение утра. В. Ужик, Бронзовый Приз IAPLC 2005) выполнялась для кабинета руководителя высокого ранга. Это композиция т. н. «презентационного» класса. Поскольку одной из задач при создании композиции было подчеркнуть степень утонченности и изысканности ее обладателя, то работа выполнена в виде многопланового акваскейп построения, разумеется, с применением исключительно природных материалов. Соответственно, композиционные линии и цветовые решения, приемы усиления иллюзии глубины, контрасты и нюансы, использованные при ее создании, преследовали цель произвести достаточно сильное и яркое первое впечатление и при этом достойно выдержать более внимательное изучение зрителем. Такое решение – визитная карточка, говорящая очень много о хозяине, но только то, что позволено правилами официоза…
Текстуально анализируя работу, отметим, что основные линии композиции напоминают знак инверсии, с учетом этого знака формировалось и колористическое решение работы... Одной из задач, которые решал автор в области колористики, была попытка создания общего вертикального цветового градиента, не конфликтующего с инверсионным в основе характером предметного построения… Ставшее уже «классическим» для акваскейп собирающее двух-массивное решение основы композиции было дополнено центральным, третьим элементом, наличие которого в сочетании с предметной и цветовой многоплановостью работы, по замыслу автора, было призвано обогатить архитектуру решения аквариумного пространства в целом и усилить иллюзию просмотровой глубины формируемого изображения…
Работа «Fermata» (Фермата. О. Барановская, Почетный Приз IAPLC 2005, лучший выбор Т. Амано) готовилась занять достойное место в помещении, смежном с кабинетом, в комнате непосредственно для отдыха. Основная тема - маленький, потерявшийся в лесу, уголок, некоторое отступление от дорог и троп, своеобразная пауза, длительность которой определяет зритель. Соответственно и практически монохромная палитра, и отсутствие регулярности в композиционной основе, изобилие миниатюрных деталей и общее решение изобразительной части – все применялось для достижения максимально релаксационного эффекта в отношении зрителя. Такую композицию условно возможно отнести к типу – «релакс». Композиция построена по типу разбрасывающей, основной удерживающий и центрирующий изображение элемент – дугообразно изогнутый участок дна, решенный светлым песком…
Основу ландшафтных композиций в жанре акваскейп составляют обычно несколько тысяч водных растений сгруппированных в сверхплотные посадки. Все это высаживается вручную, требует частого и регулярного ухода – стрижка, тримминг, коррекция гидрохимических показателей и пр. Практически неограниченную во времени жизнь композиции обеспечивает адекватная конструкция аквариумной системы, специфическая методика организации почвенного слоя, техника последующего ухода, иногда - сложная электроника и всегда - квалифицированный персонал (например, все работники нашей студии - биологи). При работе в регионах с не совсем подходящей для культивирования водных растений водой организуется специальная система водоподготовки…
При создании композиции автором учитываются не только особенности живого материала, но и особенности восприятия объемной водной картины, масштаб (при этом, обязательно учитываются особенности архитектуры окружающего пространства), тип построения, характер колористического решения, степень детализации, допустимая эмоциональная нагрузка, которую должна давать композиция в конкретном случае и др. Автор моделирует пространство, которое, в свою очередь, должно захватить зрителя, провести его по заранее проложенным силовым линиям, вернуть, отпустить и т.д. Мы не утверждаем, что в задачу всегда входят намеренные манипуляции с сознанием зрителя, но, так или иначе, профессионально выполненная композиция обладает таким свойством…